MySweetLang - английский язык, click for home.

Опыт изучения иностранных языков (второго, третьего и т.д.) человечество формализовало в виде различных методик.

Не так давно (может быть где-то и сейчас) второй язык изучали, отталкиваясь от грамматики. Брали два-три слова и начинали с того, что зазубривали все их спряжения и склонения. Попутно зазубривали некоторые новые слова и искали уже знакомые аналоги их спряжений. Для "практики" брали небольшие искусственные тексты и старались читать их вслух. Иногда отвечали на уже заранее составленные вопросы, делали упражнения.

Существовала (да и сейчас существует) методика на основе двусторонних переводов. Берется текст изучаемого языка и при помощи словарей и справочников, а иногда и догадок, он переводится на родной язык. Через пару-тройку дней полученный перевод переводится снова на изучаемый язык и сравнивается с оригиналом. Все несоответствия корректируются и подвергаются попытке запоминания.

Есть методика восприятия языка на слух с объяснениями и повторениями. Это так называемый метод Пимслера. Метод достаточно приятен и не напряжен.

Существует методика на основе игр и развлечений, когда в процессе игры или при прослушивании песен или просмотре фрагментов видео возникает желание понять и разобраться, а в чем там соль.

Можно назвать и методику на основе общения – когда человек попадает в языковую среду и пытается общаться в любой доступной форме. Например, человека спрашивают, а как ты заговорил по-арабски? Да просто долго ехали на машине в инакоговорящей компании, захотелось пить, начал пальцами изображать свое желание, кто-то что-то переспросил, я кивнул, дали воды. На четвертый раз таких экспериментов удалось повторить, что мне говорили. Поняли, отреагировали. Так и втянулся.

Сейчас моден коммуникативный метод, когда с человеком говорят только на изучаемом языке и объяснения дают всеми доступными способами.

Но особым пунктом стоит метод бессознательного освоения своего родного языка в детстве. Это слушание, привыкание к звукам, подражание, осознание того, что звуки могут складываться в слова, выявления соответствия между словами и реалиями внешнего мира, запоминание структур связи между словами, фразами, предложениями. Он очень похож на коммуникатвный, но отличается тем, что у человека просто нет никакой возможности говорить на другом языке - или ты, пускай даже хоть на третий год заговоришь, или так и останешься маугли.

Методик много, но один пункт является общим для них всех – это регулярное многократное повторение. По науке его называют "роторным".

Слово, пиктограмму, фразу можно запомнить и воспроизвести, если повторить его/ее/их несколько раз подряд. Информация попадает в мгновенную память. Но на следующий день половина из запомненного забывается. Еще через день что-то забывается еще. Для поддержания памяти запомненное ранее нужно повторить еще раз. Через некоторое время нужно повторить еще раз и т.д. Через какое-то количество таких периодических повторений информация запоминается уже надолго.

В играх и в общении процесс повторений происходит естественным путем. В остальных методах – искусственным (занакомое всем - пускай - "Иванов, ты почему не выучил урок?" Да просто потому, что мало раз его повторил).

Психологи проводили исследования и определили среднюю требуемую частоту повторений: первое - через день, второе - через три-четыре дня, третье - через неделю, четвертое - через месяц и т.д.

Но память иногда выкидывает неожиданные вещи, поэтому для каждого конкретного случая частота повторений определяется по реальному факту запоминания.

В докомьютерную эпоху изучения иностранных языков для повторений иногда пользовались таким инструментом, как карточки. На одну сторону карточки заносился вопрос, на другую – ответ. Карточки набирались в стопки. Стопки перебирались по кругу (роторно), информация с карточек запоминалась. Карточка с тем, что не запомнилось, перекладывалась вниз под стопку для следующего прогона. То, что запомнилось хорошо, из стопки откладывалось в сторону или в стопку "запомненные".

Метод хорош для тупого механического запоминания без опоры на логические связи. Таким способом очень хорошо, например, было пассивно базово запоминать внешний вид и чтения иероглифов.

Сейчас, в эпоху гаджетов, для такой цели разработано специальное приложение – ANKI (anki.com). Карточки теперь можно создавать в электронном виде, причем помимо текста, дополнять их рисунками и звуковым сопровождением. Теперь, например, вместо значков транскрипции английские слова можно дополнять звуковыми файлами mp3, зачитываемыми профессиональными дикторами.

Процесс создание карточек anki довольно прост. Также просто в них можно вставлять рисунки, различную графику и звук. Их легко форматировать для придания желаемого вида, изменять цвета, размер, вид и жирность текста и т.д.

В приложении можно задать режим воспроизведения и частоту повторений. Система сама будет запрашивать оценку глубины запоминания и показывать карточки через автоматически рассчитываемые интервалы времени.

Единственный недостаток anki в том, что на создание колод карточек требуется время. Но и тут есть выход – существуют сайты, на которых народ выкладывает уже готовые созданные колоды. Похоже, это своеобразный способ самовыражения. Тем не менее, этим волонтерам наша огромная сердечная благодарность.

Не всегда созданные кем-то колоды отражают реальные потребности, но тем не менее их с легкостью можно загружать на свой любимый девайс и успешно пользоваться. Например, существуют колоды с математическими формулами, есть колоды с латинскими медицинскими терминами, что-то есть из словарного запаса и грамматики и т.д.

Но самое главное в пользовании этим приложением – регулярность. Для достижения результата прокручивать карточки нужно каждый день. Для того, чтобы такая практика стала привычкой, желательно зафиксировать ее в виде отдельного пункта ежедневного распорядка.

И еще одна полезная сторона anki – карточки можно загружать на облако, к которому можно обращаться по логину и паролю с любого девайса в любом месте, где работает интернет.