MySweetLang - английский язык, click for home.

Изучение языка – тренировка, сознательная или бессознательная.

Методы обучения детей и взрослых не на много отличаются друг от друга, разве что сознательные взрослые более четко понимают, за что бороться и согласны на более интенсивные тренировки.

Взрослым язык до уровня intermediate следует учить быстро – за год-полтора. Если делать это долее, то процесс переходит в хроническую стадию.

Есть такая присказка – языку нельзя научить, языку можно только научиться. Поэтому сознательное изучение – это работа.

Любые курсы и преподаватели в этом помогут мало, если изучающий не будет сознательно осваивать то, что ему дается или даже разжевывается.

Дальнейшее повышение уровня (до advanced и выше) уже происходит медленнее. Рост накопления знаний идет нелинейно как график хитрой кривой 100-e-t, где t - время от начала изучения, а 100 - искомый 100%-ный уровень знаний. Постройте эту кривую и увидите ее быстрый стремительный старт, а потом все более и более плавное замедление роста. На продвинутом этапе изучающий сталкивается с таким явлением, как "языковое плато". Преодолеть его бывает трудно – язык вроде бы освоен на достаточном для общения и работы уровне, но еще "деревянен" и далек от того, чего хотелось бы. Двигателем дальнейшего продвижения служит мотивация, к сожалению нередко падающая и замедляющая прогресс.

Обучение детей сложнее, поскольку восприятие мира для них - игра. Но если игра становится скучной, то пропадает и мотивация, и дальнейший процесс обучения переходит в нудную обязанность.

Что происходит при естественном освоении родного языка? Существует гипотеза, что от момента рождения человек может произносить практически все звуки, но прислушиваясь к окружению, начинает понимать, что некоторые из них более важные, а некоторые – не очень. Звуки, которые "не очень", постепенно отходят на второй план. В речевом аппарате много разных мышц. Некоторые задействованы почти постояно, некоторые - реже. Мышцы, отвечающие за произнесение ненужных звуков, атрофируются, а сами ненужные звуки забываются. Так формируется привычка и привыкание к фонетике родного языка.

Из абракадабры звуков вычленяются слова. Бессознательные пробные повторения слов могут длиться часами и днями. Далее слова складываются в предложения, предложения – в развернутые фразы, иногда в монологи, иногда монологи невозможно остановить. Но не будем о грустном.

На фразы накладываются поговорки, скороговорки, частушки, прибаутки, обрывки часто слышимых выражений, присказок, песен. Все что ни кинь, идет в копилку.

Книжки, письмо, грамматика подключаются потом и шлифуют все, что приобретено ранее.

Естественный процесс освоения языка воспринимается как увлекательная игра в постижение мира. Блажен, кто еще помнит правила этой игры при сознательном изучении второго языка.

По мере накопления опыта естественная игра перестает быть игрой. Освоение нового языка уже требует искусственной мотивации, открывающей возможности новой игры.

Глупо ребенка в шесть лет, научив считать "one", "two", "three", "four", "five", часами требовать, чтобы он правильно произносил полугласный звук [w] числительного "one" или фрикативный согласный [θ] числительного "three", при этом совершенно не уделяя внимания долгим звукам [ʊː], [i:], [ɔː] из тех же "two", "three", "four", требующих такой же кропотливой тренировки. На все нужно время. Невозможно заставить неразвитые мышцы сразу толкать штангу. Нужна фонетическая игра. Детям нравятся такие бессмысленные на первый взгляд упражнения, как ритмическое произнесении звуков t-t-t-t, p-p-p-p, b-b-b-b, gd-gd-gd-gd, bd-bd-bd-bd с отбиванием такта как на барабане. Это фонетическая игра, утренняя гимнастика для губ и языка.

Правильное освоение фонетики – это уже для тех, кто набрал определенный лексический запас и научился владеть своим артикулярным аппаратом, чувствует положение языка и губ. Так происходит накачка забытых, почти что атрофированных, речевых мышц.

Детям (да и взрослым полезно тоже) первые полгода, если не больше, просто воспринимать на слух новые короткие фразы, смотреть мультики-ролики на языке, слушать сказки, заучивать наизусть четверостишия или короткие отрывки. Тренировка речевых мышц начинается с мозга: эффект подражания - лучший учитель. Если говорить о хороших "правильных" четверостишьях, то их - море. Например, есть такая замечательная книжка – "The Mother Goose Rhymes" (стишки Мамы-Гусыни). Каждый приличный английский ребенок слышал и знает много таких стишков. Родители их читают и пересказывают своим чадам перед сном. Потому они и называются "Nursery Rhymes"баюкалки. Это та лексическая основа, с котрой начинается язык. Это зарифмованные, т.е. удобные для запоминания и готовые для употребления модельные фразы.

Вспомним, сколько раз с удовольствием в детстве хотелось повторять "на золотом крыльце сидели…", или "вышел месяц из тумана…", или "дождик-дождик перестань…"? А смысл, как и смысл баллады о "чижике-пыжике", приходил позже.

В стишках нет нужды понимать точный смысл каждого слова, важно понимать общий смысл, ритм и красоту нового языка.

Новый язык кажется непривычным, требует усилия, сразу в больших количествах иногда может вызвать отторжение, так называемый языковый шок. Для плавного привыкания, на помощь как раз и приходят стишки, песенки, простые сказки. Но слышать их нужно каждый день. Если на втором году ученик понимает красоту языка, хотя и ососзнавая его трудность, значит путь был верен и прям.

Для взрослых тоже существуют средства привыкания – например, песни. В этом плане очень хороши песни Битлз. Они мелодичные, не очень длинные, слова в них произносятся достаточно четко, музыкальные проигрыши не превалируют над текстом. При неоднократном прослушивании некоторые языковые конструкции очень хорошо оседают в памяти.

Но не следует заблуждаться. Песни – не полностью надежный эталон. Даже в песнях Битлз встречаются весьма заковыристые выдуманные слова и грамматические вольности - эстетика исполнения вуалирует смысл, давая почву фанатам разбирть и обсуждать суть фразировок Джона, Пола, Джорджа и Ринго. Подобные разборы весьма сходны со схоластическими разборами умкдренными учеными мужами трактовок вечных строф Священного Писания.

Но песни хороши для привыкания и для поддержания мотивации. Естественная красота языка познается в караоке.